Летняя школа для учителей русского языка и литературы

Материалы
Общая информация

Структурное подразделение: 

Дата начала: 

24.06.15

Дата окончания: 

27.06.15

Предмет: 

  • Русский язык и литература

Целевая аудитория мероприятия: 

Учителя русского языка и литературы

Информация о мероприятии: 

Отчет о проведении
V Летней школы для учителей русского языка и литературы

Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
24‒27 июня 2015 года

 

С 24 по 27 июня 2015 года на филологическом факультете МГУ состоялась V Летняя школа для учителей русского языка и литературыДля участия в работе V Летней школы для учителей русского языка и литературы было подано 475 заявок. В работе школы участвовало более 400 человек из 33 регионов Российской Федерации, в том числе делегация из Карачаево-Черкесской Республики в составе 50 человек. Были представлены следующие регионы РФ: Москва (около 190 участников), Санкт-Петербург, Архангельская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Омская, Орловская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Челябинская, Ярославская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский краи, Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская и Удмуртская Республики, Ханты-Мансийский автономный округ, Севастополь и Республика Крым. В том числе в работе школы приняло участие 179 работников общеобразовательных организаций Москвы.

В рамках работы школы было проведено 4 круглых стола, 1 мастер‒класс, 18 семинаров, прочитана лекция о проблемах преподавания риторики в школе доктором филологических наук, профессором филологического факультета МГУ А.А. Волковым.
На круглых столах обсуждались вопросы дискуссионного плана, те, что наиболее актуальны сегодня для средней школы: вопросы ЕГЭ, выпускного сочинения, введенного в этом году, и т.п.

24 июня прошел круглый стол «Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000-х годов», где были представлены разные точки зрения на проблему «литературного канона», т.е. определенного списка, обязательных для изучения в школе классических произведений. В дискуссии принимали участие: Михаил Павловец (НИУ-ВШЭ), Михаил Голубков (МГУ), Елена Пенская (НИУ-ВШЭ), Леонид Клейн (РАНХиГС), Б. Менцель (Университет Майнца), а также Светлана Красовская (издательство «Просвещение»), в выступлении которой был сделан акцент именно на вопросе о роли учителя и учебника литературы в формировании школьного канона: «Учитель может быть не только хранителем школьного литературного канона, но и его творцом. Так было всегда, с этого, собственно, и началась история отечественного школьного литературного канона. Позднее он закрепился в официальных государственных программах, подготовленных соответствующим министерством, в основе своей сложился в реальной практике преподавания».

25 июня был проведен круглый стол «Итоговое сочинение: анализируем результаты 2014‒2015 учебного года, определяем перспективы» (модераторы: Е.И. Литневская, к.п.н., доцент филологического факультета МГУ; Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ). В работе круглого стола приняли участие Елена Андреевна Зинина, ученый секретарь ФГБНУ «ФИПИ», Почетный работник общего образования, и Лариса Васильевна Новикова, к.п.н. сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», доцент кафедры РГСУ, учитель гимназии № 201 г. Москвы, Почетный работник общего образования. В рамках работы круглого стола было проведено анкетирование по оценке итогов и перспектив включения итогового сочинения в систему контроля знаний выпускников средних школ (результаты анкетирования размещены в начале данной страницы).
Круглые столы «Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном разноуровневом классе: слово, диалог, текст» (модератор О.В. Синева, к.ф.н., доцент, заведующий Центром балтистики филологического факультета МГУ) и «Традиционные формулировки орфографических правил и новые подходы» (модератор Н.В. Николенкова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ) были посвящены актуальным проблемам преподавания и изучения русского языка в средней школе.
Мастер‒класс «Работа над развитием письменной речи на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах», проведенный Н.А. Шапиро ‒ учитель высшей категории ГБОУ центра образования № 57 г. Москвы, Почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык» ‒ вызвал большой интерес слушателей Летней школы.
Еще одна форма проведения занятий ‒ семинары ‒ стала занимать в программах Летних школ все больше места, что отвечало пожеланиям слушателей Летних школ прошлых лет. При обсуждении тематики семинаров было решено, что надо представить традиционный материал в новом освещении и новый материал, разработки последних лет. В этом году слушателям предложено 19 семинаров по выбору очень разнообразной тематики (с тематикой семинаров можно ознакомиться в Программе Летней школы). Каждый слушатель мог принять участие в 6 различных семинарах, проходивших на протяжении 2 дней - 25-26 июня.

В последний день работы Летней школы, 27 июня, в этом году был опробован новый формат занятий ‒ участие в научной конференции «Курс всемирной литературы как проблема и возможность», в ходе которой затрагивались следующие вопросы: возможные модели преподавания «всемирности» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального; учебные курсы «мировой»/ «зарубежной»/ «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента. В работе круглого стола приняли участие: Игорь Шайтанов (РГГУ), Владимир Плунгян (МГУ), Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), Кирилл Корчагин («Новое литературное обозрение») и др. Круглый стол проводился совместно с Государственным музеем А.С.Пушкина.

По окончании летней школы слушателям были выданы сертификаты о прохождении обучения на Летней школе (24 ак.ч.).

Период предоставления общежития: 

с 23 июня по 28 июня 2015 года
Программа школы

 

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,

ПРОВОДИМОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ФАКУЛЬТЕТОММГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

24–27 ИЮНЯ 2015 ГОДА

24 ИЮНЯ 2015 г.

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ЛОМОНОСОВСКОГО КОРПУСА МГУ

10.00–11.00 – РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

11.00–12.00 – ОТКРЫТИЕ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

Приветственное слово декана филологического факультета МГУ доктора филологических наук профессора М.Л. Ремнёвой

12.00–13.30 – ЛЕКЦИЯ

А.А. Волков, д.ф.н, профессор филологического факультета МГУ

Преподавание риторики в школе

13.30–14.30 – ПЕРЕРЫВ

14.30–16.30 ‒ ДИСКУССИЯ

Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000-х годов

Учитель: хранитель или творец литературного канона? Ученик: обязанность понимания или право личной интерпретации?

В дискуссии принимают участие: Михаил Павловец (НИУ-ВШЭ), Светлана Красовская (издательство «Просвещение»), Михаил Голубков (МГУ), Елена Пенская (НИУ-ВШЭ), Леонид Клейн (РАНХ и ГС), Б. Менцель (Университет Майнца)

17.00 – ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ДЕВУШКА В БЕЛОМ ПАЛЬТО» (2011, КАНАДА)

Фильм «Девушка в белом пальто» (2011) канадского режиссера Даррелла Васика снят по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель». Действие повести перенесено в условия современного большого города в Северной Америке; героиня работает на заводе. Фильм на английском и французском языках, с русскими субтитрами. Просмотр является премьерой фильма в Российской Федерации. После просмотра – обсуждение различных аспектов киноадаптации.

25 ИЮНЯ 2015 г.

ПЕРВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОРПУС

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

10.00–12.00 ‒ КРУГЛЫЙ СТОЛ

Итоговое сочинение: анализируем результаты 2014‒2015 учебного года, определяем перспективы

Модераторы: Е.И. Литневская, к.п.н., доцент филологического факультета МГУ;Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

В работе круглого стола принимают участие:

Елена Андреевна Зинина, ученый секретарь ФГБНУ «ФИПИ», Почетный работник общего образования;

Лариса Васильевна Новикова, к.п.н. сотрудник ФГБНУ «ФИПИ»,доцент кафедры Российского государственного социального университета ,учитель гимназии № 201 г. Москвы, Почетный работник общего образования.

12.00‒13.30

1. КРУГЛЫЙ СТОЛ:

Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном разноуровневом классе: слово, диалог, текст

Модератор: О.В. Синева – к.ф.н., доцент ,заведующий Центром балтистики филологического факультета МГУ

ауд. 6

2. КРУГЛЫЙ СТОЛ:

Традиционные формулировки орфографических правил и новые подходы

Модератор: Н.В. Николенкова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

ауд. 9

3. МАСТЕР-КЛАСС:

Работа над развитием письменной речи на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Н.А. Шапиро, учитель высшей категории ГБОУ центра образования № 57 г. Москвы, Почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык»

ауд. 7

13.30–14.30 – ПЕРЕРЫВ

14.30–16.00 – СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. В.Л. Коровин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

О недосказанностях в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

2. Г.В. Москвин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Учебно-методические принципы кодификации списка литературы для средней и старшей школы

3. Л.В. Чернец, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Формы «присутствия» автора в драме

4. Т.С. Зевахина, к.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

Работа с Национальным корпусом на уроках русского языка в средней школе

5. П.Е. Спиваковский, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Основные проблемы современной русской литературы

6. Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Русская поэзия 1960-х-1970-х годов

16.15–17.45 – СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. В.Л. Коровин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

О недосказанностях в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

2. Г.В. Москвин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Учебно-методические принципы кодификации списка литературы для средней и старшей школы

3. Л.В. Чернец, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Формы «присутствия» автора в драме

4. Т.С. Зевахина, к.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

Работа с Национальным корпусом на уроках русского языка в средней школе

5. П.Е. Спиваковский, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Основные проблемы современной русской литературы

6. Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Русская поэзия 1960-х-1970-х годов

26 ИЮНЯ 2015 г.

ПЕРВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОРПУС

10.00 – 11.30 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. А.А. Евдокимов, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ

Эволюция элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского

2. М.Ю. Сидорова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений ХХ века, входящих в школьный курс литературы)

3. Е.Н. Никитина, к.ф.н., редактор журнала «Русский язык и литература для школьников»

Современный урок русского языка как творчество (по материалам журнала)

4. В. Антонюк, преподаватель Школы юного филолога филологического факультета МГУ

Литературные игры на занятиях в кружке занимательной лингвистики

5. В.Г. Моисеева, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ

Тесты как средство диагностики и обучения (на материале школьного курса литературы)

11.40–13.10 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. А.А. Евдокимов, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ

Эволюция элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского

2. И.Н. Исакова, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ

Конфликт и его отражение в сюжете (на материале произведений, входящих в школьный курс литературы)

3. Е.Ю. Зубарева, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Проза второй половины ХХ века: диалог с классикой

4. М.Ю. Сидорова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ

Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений ХХ века, входящих в школьный курс литературы)

5. Е.Н. Никитина, к.ф.н., редактор журнала «Русский язык и литература для школьников»

Современный урок русского языка как творчество (по материалам журнала)

6. В. Антонюк, преподаватель Школы юного филолога филологического факультета МГУ

Литературные игры на занятиях в кружке занимательной лингвистики

7. В.Г. Моисеева, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ

Тесты как средство диагностики и обучения (на материале школьного курса литературы)

13.10 – 14.00 – ПЕРЕРЫВ

14.00 – 15.30 СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. И.Н. Исакова, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ

Конфликт и его отражение в сюжете (на материале произведений, входящих в школьный курс литературы)

2. Л.А. Трахтенберг, к.ф.н., старший преподаватель филологического факультета МГУ

Русская литература XVIII века: основные принципы поэтики

3. В.Б. Семенов, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Изучение поэтического жанра в структуре школьного курса литературы

4. Е.А. Певак, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ

Постмодернизм в современной русской литературе

5. В.А. Багрянцева, старший преподаватель филологического факультета МГУ

Актуальные лингвометодические вопросы преподавания русского языка в средней основной школе (5–9 классы)

6. В.В. Сорокина, д.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

Литературный герой современного европейского романа

7. Л.А. Жданова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Лексикология как раздел школьного курса русского языка: о «слабом звене», «темных местах» и «белых пятнах»

15.45–17.15 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)

1. Е.Ю. Зубарева, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Проза второй половины ХХ века: диалог с классикой

2. Л.А. Трахтенберг, к.ф.н., старший преподаватель филологического факультета МГУ

Русская литература XVIII века: основные принципы поэтики

3. В.Б. Семенов, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Изучение поэтического жанра в структуре школьного курса литературы

4. Е.А. Певак, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ

Постмодернизм в современной русской литературе

5. В.А. Багрянцева, старший преподаватель филологического факультета МГУ

Актуальные лингвометодические вопросы преподавания русского языка в средней основной школе (5–9 классы)

6. В.В. Сорокина, д.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

Литературный герой современного европейского романа

7. Л.А. Жданова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ

Лексикология как раздел школьного курса русского языка: о «слабом звене», «темных местах» и «белых пятнах»

17.30 ‒ ВЫДАЧА СЕРТИФИКАТОВ УЧАСТНИКОВ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

18.00 – ЗАКРЫТИЕ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

27 ИЮНЯ 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА , Пречистенка, 12/2

КРУГЛЫЙ СТОЛ

12.00–14.00

КУРС ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА И ВОЗМОЖНОСТЬ

Как преподавать «всемирность» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального? Учебные курсы «мировой» / «зарубежной» / «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента.

В работе круглого стола участвуют:

Игорь Шайтанов (РГГУ), Владимир Плунгян (МГУ),Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), Кирилл Корчагин («Новое литературное обозрение») и др.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Просим обратить внимание на то, что, поскольку мероприятия Летней школы 27 июня будут проходить не на территории МГУ имени М.В. Ломоносова,в ыдача сертификатов участников и закрытие Летней школы состоится 26 июня

Номера аудиторий проведения семинаров будут размещены на стенде Отделения дополнительного образования филологического факультета (к. 904, Первый гуманитарный корпус и на сайте МГУ ‒ школе).

Контакты

Телефон: 

8(495)9393276

Email: